Стальные фасонные профили высокой точности - перспективы развития
СФПВТ как вид металлопродукции были освоены в СССР только в конце 60-х годов, когда началось бурное развитие машиностроения, прежде всего автомобилестроения. Бурный рост СФПВТ продолжался до 1990 года.
Затем с распадом СССР прекратил свое существование как головной разработчик СФПВТ - УралНИИчермет, резко сократили закупки машиностроительные предприятия. Такое положение дел оставалось вплоть до 1998 года.
Рост потребления СФПВТ совпал с периодом, когда России начался процесс импортозамещения и спрос на СФПВТ вновь начал расти. В 2001 году из кризиса начали выходить и станкостроительные предприятия, начался скачок в качестве продукции. Рост требований потребителей подхлестнул обострение конкуренции между производителями СФПВТ. В результате этого из 7 производителей СФПВТ осталось только 3 предприятия: Омутнинский металлургический завод, Северсталь и Ижсталь. Но в 2008 году кризис буквально разрушил рынок металлопроката. объемы потребления упали до уровня 1992 года. При этом рынок СФПВТ пострадал сильнее всех.
Почему? Это произошло главным образом из-за того, что применяются СФПВТ там, где они удешевляют готовую продукцию. Бурное развитие в течение последних лет различных видов металлобработки, точного литья, порошковой металлургии, во многом удешевили процесс изготовления машиностроительных деталей, при том же качестве как и из СФПВТ. Возможность увеличить производственные мощности своих предприятий машиностроители не успели из-за кризиса.
Какие же перспективы ждут СФПВТ?
Рынок применения СФПВТ постепенно сокращается, в связи с развитием станкостроения и литейного производства. Наиболее значительное сокращение будет наблюдаться в секторе крупных профилей (диаметром описанной окружностью более 100 мм), современные высокопроизводительные станки могут с меньшими затратами получить любую крупную высокоточную деталь из горячекатанного фасонного профиля. В тоже время, рынок СФПВТ размеров до 20 мм будет стабилен. Единственное, что может негативно повлиять на стальные профили высокой точности в долгосрочной перспективе, это отказ автомобилестроителей от применения стальных изделий и переход на использование композитных материалов или легких сплавов.